Офисные информационные системы

       

Метод анализа и критерии



Рассматривается анализ т.н. методом "Value Chains". На его основе становится возможным
выделять полезный продукт офиса и планировать реинжиниринг и инвестиции в ИТ,
ориентирующиеся на него.
Все методологии, так или иначе представляющие реинжиниринг бизнес-процессов, рассматривают
наращивание потребительной стоимости, ценности продукта (услуги) для потребителя как
наиболее важный целевой фактор. Для упорядоченного представления того, как происходит
добавление стоимости, часто используется модель "стоимостной цепи" (value chain), предложенная
М. Портером . В классическом, но и простейшем случае совокупность
видов деятельности организационных единиц предприятия формирует последовательный поток от
поставщиков через основную деятельность к покупателю (потребителю). В первую очередь
стоимостная цепь включает "первичные виды деятельности (ВД)" предприятия. Эти ВД принято
располагать слева направо в том порядке, в котором они выполняются на предприятии. Это те ВД,


которые добавляют прямую потребительную стоимость к продукту или услуге, в силу чего
эффективная связь этих видов деятельности оказывает наибольшее влияние на общую
производительность организации.
Выделяются также и "вторичные ВД", которые поддерживают первичные ВД с целями
общеорганизационного или конкретного управленческого контроля, согласования между собой
разных первичных ВД, а также обеспечивающие фирменные разработки, поддержание внутренней
корпоративной культуры и корпоративного образа во внешней среде. Вклад вторичных ВД в
создание добавленной потребительной стоимости является косвенным, он реализуется только через
результаты первичных ВД.
Считается, что подход М. Портера к анализу деятельности предприятия имеет ряд полезных
отличительных особенностей:
  1. разделение первичных и вторичных ВД,
  2. выделение в качестве главного оценочного критерия добавленной потребительной стоимости,
  3. связь производственных единиц со стратегическим анализом и планированием,

  4. независимость от оргструктуры предприятия.

Предполагается производить учет и анализ стоимостных цепей множества взаимосвязанных
субъектов рынка: поставщиков и их поставщиков, дистрибьюторов и других конкурентов за долю
общей прибыли. Важно, что указывается необходимость существования баланса между
максимизацией прибыли отдельного предприятия и полной прибылью всех предприятий в
совокупности взаимосвязанных стоимостных цепей.
Отсюда следуют важные выводы:
  • решения о выборе методов автоматизации офисной деятельности
    должны опираться на критерии, связанные с эффективностью получения
    добавочной потребительной стоимости, создаваемой предприятием-офисом,
  • неверно инвестировать ИТ в такой вторичный ВД, как канцелярская рутина,
    без системного рассмотрения целесообразности инвестиций во всю
    совокупность ВД, без рассмотрения альтернатив организации этой рутины (в
    том числе - без применения ИТ),
  • в конкретных экономических условиях может оказаться более
    эффективным предпочесть инвестиции в совершенствование ручных операций
    с документами, а не в изощренные компьютерные системы.


Содержание раздела