Офисные информационные системы

       

В докладе обсуждаются основополагающие вопросы



В докладе обсуждаются основополагающие вопросы разработки офисных информационных
систем (ИС) с учетом задач бизнес-реинжиниринга в их актуальной трактовке. Рассматриваются
правила выполнения BPR - business process reengineering - по Хаммеру/Чампи ( href="#lit">[Hammer90], ), определяется их связь с
автоматизацией офисов и разработкой офисных ИС. Обосновывается исходная позиция
целеполагания, во многом противоположная распространенной узкой постановке задач офисной
автоматизации.
Такой подход к теме целесообразен по той причине, что часто приходится сталкиваться с
зауженной трактовкой понятий "офис" и "автоматизация офиса", а вследствие этого - с
неоправдано суженной трактовкой методов бизнес-реинжиниринга и средств построения офисных
ИС. В указанных случаях задачи сводятся к автоматизации рутинной деятельности по
оформлению, хранению, передаче, контролю исполнения и поиску документов, отчего смысл


понятий "бизнес-реинжиниринг" и "информационная система" выхолащивается или совсем
исчезает. Вместе с ними исчезает или искажается система критериев, основываясь на которой
можно принимать обоснованные проектные решения по применению или неприменению тех или
иных средств автоматизации рутинных операций с документами. В то же время, известно исходное
требование BPR рассматривать "автоматизацию" как деятельность, противоречащую принципам
реинжиниринга.
В силу этого полезна позиция, с которой офис рассматривается как полноценное предприятие,
создающее ценный для потребителя выход, а значит, выполняющее ту основную деятельность,
качество, экономичность и динамику развития которой экономически оправдано обеспечивать.
Ниже проводится именно такое рассмотрение в направлениях:
  • общих основополагающих положений бизнес-анализа,
  • основных положений и правил BPR,
  • особенностей применения средств Workflow в условиях BPR.

Анализ последнего направления особо важен тем, что используется разбор роли технологий
поддержки офисной рутины, корреспондированный с деятельностью самих разработчиков этого


класса программных систем, прямо ориентированных на офисы, в том числе - с деятельностью
WfMC - Workflow Management Coalition.
Отталкиваясь от указанной позиции при разработке офисных ИС можно будет обоснованно
определять место офиса в трехслойной модели современного предприятия, предложенной в рамках
Н.С.П. - Нового Системного Проектирования (). Это, в свою
очередь, позволит применять к офисам все составные части комплексной дисциплины Н.С.П., в
том числе, в конструктивном плане рассматривать все аспекты применения Информационных
Технологий (ИТ) в офисах разных типов. В частности, анализ с этой позиции позволяет
локализовать те попытки автоматизации "канцелярских" или "архивных" работ, имеющихся в
любом офисе , которые не имеют серьезного обоснования с точки зрения системного анализа
офиса как предприятия и задач совершенствования его деятельности.
Ввиду объема проблемы, носящей, к тому же, синтетический характер, изложение часто ведется в
тезисном стиле, а частные методики или инструменты практически не рассматриваются.

Содержание раздела